Золотая спецтехника: как подорожают грузовики и спецтехника из-за нового утильсбора
С 1 июля в России произошло резкое повышение утилизационного сбора на тяжёлую строительную технику, включая бульдозеры, самосвалы для бездорожья и фронтальные погрузчики. Ставки сбора увеличились более чем в два раза для некоторых видов спецтехники.
Производители и дилеры вынуждены адаптироваться к новым условиям и повышать цены на новые и подержанные машины. В будущем планируется увеличить утильсбор и для обычных грузовиков с прицепами, что усложнит обновление парка строительной техники и транспортных средств и снизит маржу дилеров.
С 1 июля ставки утилизационного сбора значительно выросли. Это касается только тяжёлых бульдозеров, самосвалов для бездорожья и фронтальных погрузчиков, используемых в строительстве и разработке открытых месторождений. До 2030 года планируется несколько раз проиндексировать размер утильсбора на разные виды техники, что может привести к его увеличению в десятки раз.

Утилизационный сбор был введён в 2016 году для снижения импорта подержанной и неэкологичной самоходной техники и обновления парка за счёт отечественных производителей. Его необходимо уплачивать при ввозе спецтехники из-за рубежа, включая страны ЕАЭС.
По словам директора по связям с общественностью BWG (официальный дистрибьютор Sinotruk), с 1 августа 2023 года утильсбор вырос в среднем на 70%, что превышает официальный уровень инфляции. Повышение коснулось практически всех видов коммерческой техники, включая тягачи, самосвалы, спецтехнику, фургоны и другие категории. Утильсбор на автобусы увеличился более чем на 213%.
Согласно новым расчётам, с 1 июля утильсбор на новые погрузчики вырастет почти в 2,3 раза, до 1,8 млн рублей. Стоимость новых погрузчиков из Китая в среднем составляет от 4 до 7 млн рублей.
Для новых самосвалов, предназначенных для бездорожья, мощностью от 200 до 650 л.с., сбор вырастет на 41%, до 8,5 млн рублей, для самосвалов старше трёх лет — на 41,8%, до 12,5 млн рублей. Стоимость самосвалов такой мощности, по оценкам участников рынка, составляет от 8 до 13 млн рублей, с пробегом — от 4 до 8 млн рублей.
Сбор на новые самосвалы мощностью от 650 до 1750 л.с. вырастет в два раза, до 14,4 млн рублей, на подержанные — почти в 2,3 раза, до 20,7 млн рублей, мощностью свыше 1750 л.с. — в 2,3 раза и 2,5 раза (до 24 млн рублей и 29,3 млн рублей) соответственно. Стоимость новых самосвалов от 650 до 1750 л.с. составляет от 8 до 13 млн рублей, с пробегом — от 4 до 8 млн рублей. По словам представителя одной из компаний-дилеров, такие мощные самосвалы покупают нечасто, и их обычно заказывают под конкретные нужды, поэтому среднюю стоимость определить сложно. В последний раз карьерный самосвал Sany 2021 года выпуска с мощностью 1050 л.с. купили за более чем 75 млн рублей. Мы СпецТехТула давно позаботились и приобрели и самосвал для сдачи в аренду заранее.
Также введён утильсбор для тяжёлых бульдозеров мощностью от 600 до 800 л.с., который составит 5 млн рублей для новой машины и 22,4 млн рублей для бульдозера старше трёх лет. Эти бульдозеры также являются редкими на российском рынке, их стоимость в среднем составляет 100 млн рублей за подержанные модели.
Кроме того, теперь для гусеничных тракторов и гусеничных бульдозеров установлен единый коэффициент утильсбора. Это сделано для пресечения практики регистрации гусеничных бульдозеров под видом гусеничных тракторов, ставка на которые была ниже. Исключением остаются только гусеничные тракторы для сельскохозяйственных работ, для которых сохранится действующий коэффициент утильсбора.
Что говорит нам о том, что лучше брать спецтехнику в аренду выгоднее чем держать и обновлять свой собственной автопарк.