clear
\ КАМАЗ ЮПИТЕР 30 - первый выход в свет

КАМАЗ ЮПИТЕР 30 - первый выход в свет

18.01.2023

Именно с освоения карьеров, где добывают полезные ископаемые, начинается реальная коммерческая эксплуатация автономных грузовых автомобилей, то есть автомобилей-роботов. Что не удивительно: карьер – закрытая, удаленная от дорог общего пользования и населенных пунктов территория с минимумом присутствия людей, препятствий и подвижных объектов, где такой робот можно испытывать и эксплуатировать максимально безопасно. То есть первыми серийными автомобилями-роботами становятся именно те, которые предназначены для работы в карьерах. И прежде всего – карьерные самосвалы.

КАМАЗ ЮПИТЕР 30 – новости СпецТехТула

В конце 2018 года я уже в деталях рассказывал о роботизированном карьерном самосвале Белорусского автозавода: автономный БЕЛАЗ-7513R создали еще в 2015 году на базе серийно выпускаемой модели карьерника с тем же цифровым индексом грузоподъемностью 136 тонн. Издалека автономный БЕЛАЗ от обычного не очень и отличишь – внешне они фактически схожи. И разве что при ближайшем рассмотрении у роботизированного гиганта замечаешь, что водителя в кабине нет, но зато есть антенны для спутниковой навигации, а также установленные спереди и сзади радары, лидары и видеокамеры.

Естественно, другие ведущие мировые производители карьерной спецтехники тоже давно и со все нарастающим успехом экспериментируют с автономными самосвалами. В 2016 году свой концептуальный самосвал-робот под обозначением HX1 представила компания Volvo Construction – его делали по программе электрификации транспорта, а потому снабдили электрическим двигателем. И в том же 2016-м свой карьерный беспилотник презентовала Komatsu. Он гораздо крупнее и грузоподъемнее, чем Volvo HX1 – при полной массе 416 тонн везет 230 тонн груза, но создан в принципе по аналогичной концепции.

А концепция заключается в отсутствии кабины – кузов у обоих занимает фактически всю площадь рамы, а колеса обеих осей сделаны управляемыми. Но это не главное, а главное то, что такие самосвалы с одинаковым успехом, то есть с одинаковыми скоростью и маневренностью способны двигаться как вперед, так и назад. Таким образом, им не требуется совершать разворот в конечной точке маршрута. Образно говоря, подобный самосвал сразу подъезжает к экскаватору передом, а к месту разгрузки – задом, то есть может разгружаться сразу, не совершая требующий пространства и времени разворот, что позволяет совершить большее количество рейсов за тот же временной период.

КАМАЗ-6559, он же «Юпитер 30» – такой же. То, что компания ведет его разработку, известно уже давно, но готовую машину впервые показали буквально на днях, 25 июня во время визита на Камский автозавод президента Татарстана и главы «Ростеха». По результатам этого визита пресс-службой президентской администрации была обнародована видеозапись, кадры из которой я здесь и привожу. Правда, сам «Юпитер 30» засветился лишь в нескольких коротки эпизодах, и тем не менее то, что мы видим, позволяет составить о нем более-менее полное представление.

А что же мы видим? А видим мы все тот же тяни-толкай, что и у Volvo Construction и Komatsu. То есть шасси самосвала сразу заточено под автономное использование: никакой кабины не видно, а кузов возвышается над всей площадью рамы. По своим массогабаритным характеристикам «Юпитер 30» занимает промежуточное положение между Volvo HX1 и Komatsu: при габаритной длине 8,8 м и полной массе 50 тонн его грузоподъемность составляет 27 тонн. Специалисты завода называют машину 30-тонником, что, в частности, отражено в его названии «Юпитер-30».

Из весьма скудных обнародованных характеристик понятно, что камский автономный самосвал оборудован 25-кубовой самосвальной платформой и оснащен 450-сильным дизелем. Каким – не сообщается, но скорее всего это новая рядная «шестерка» проекта «Тибет». Поскольку трансмиссия у «Юпитера» электрическая, то, в принципе, ничто не мешает впоследствии сделать и его модификацию с электродвигателем. Но, раз собственный дизельный двигатель нужной мощности у КАМАЗа есть, а собственного электрического – нет, выбор первого выглядит вполне логичным. Тем более – в нынешних обстоятельствах.


Возврат к списку