clear
\ Гусеничные и колесные экскаваторы: сравнение, сильные и слабые стороны, назначение моделей

Гусеничные и колесные экскаваторы: сравнение, сильные и слабые стороны, назначение моделей

07.07.2023

Первые механизмы, принцип работы которых напоминает современные экскаваторы, появились столетия назад. Неудивительно, ведь человечество всегда стремилось к облегчению труда при одновременном повышении производительности.

Первые механизмы, принцип работы которых напоминает современные экскаваторы, появились столетия назад. Неудивительно, ведь человечество всегда стремилось к облегчению труда при одновременном повышении производительности. Примитивные установки для земляных работ использовали еще в Древнеегипетской цивилизации, а в Эпоху Возрождения великому да Винчи удалось разработать конструкцию, очень похожую на нынешнюю спецтехнику.

Наибольшим спросом в наше время пользуются машины, на которых в качестве привода используются колеса или гусеницы.

Экскаваторы: где они используются?

Строительство – одна из главных хозяйственных сфер в современном мире. Прокладываются транспортные магистрали, возводятся высотные жилые дома, гидротехнические, стратегические, производственные объекты – во всех ситуациях экскаваторы незаменимы.

Спецтехника позволяет уверенно решать следующие задачи:

  • вскрытие грунта на карьерах;
  • выемка грунта для прокладки труб и различных инженерных коммуникаций, обустройства фундамента;
  • строительство дамб, земляных защитных валов, насыпей;
  • планировка общественных, частных пространств;
  • снос зданий;
  • благоустройство;
  • погрузка, выгрузка навалочных грузов.

Учет конкретных эксплуатационных условий позволяет точно выбрать привод, гусеницы или колеса. Какова разница между ними?

Разница в эксплуатации

Главные отличия между техникой с указанными типами приводов кроется в платформе и массе. Колесные модели легче, весят десятки тонн, тогда как гусеничные – сотни. Различия в эксплуатации выглядят следующим образом:

  • Колесная техника без проблем движется по дорогам общего пользования, максимальная скорость составляет около 40 километров в час, что обеспечивает мобильность, оперативность перемещения между обслуживаемыми объектами. Благодаря компактности, машины подходят для небольших стройплощадок, где не развернуться гусеничным аналогам. Особенно в этом смысле хороши модели на пневматических колесах, наиболее компактные и маневренные, операторы которых справляются с поставленными задачами даже в условиях плотной городской застройки.
  • Легкость колесной техники несколько нарушает устойчивость, так что безопасная и эффективная работа возможна только на выровненной площадке. Даже небольшие отклонения рельефа могут привести к опрокидыванию, выдвижные опоры не обеспечивают должной защиты.
  • Гусеничным экскаваторам выезд на дороги общего пользования, как правило, закрыт, нужно оформлять специальное разрешение в ГИБДД. Причина – огромная масса, грозящая серьезными повреждениями асфальту.
  • Конструкция колесной спецтехники допускает быструю смену навесных модулей, что расширяет спектр выполняемых задач.
  • Гусеничные машины очень проходимы, уверенно чувствуют себя на бездорожье, на грунте с минимальной плотностью и несущей способностью, где колесный привод не справится. Благодаря массивности, они предельно устойчивы, не обязательно выпускать опоры, опрокидывание исключено.
  • С точки зрения эксплуатационных расходов лучше выглядит колесная техника. Она расходует меньше топлива, не нуждается в сложном профилактическом обслуживании.

Из указанного можно сделать, что для работы в городской черте, на небольшой стройплощадке, рациональнее использовать экскаваторы на колесах, гусеницы же необходимы при выполнении наиболее тяжелых, сложных задач, требующих максимальной мощности и производительности.

Гусеничные и колесные экскаваторы - статьи автовышек СпецТехТула

Гусеничные и колесные экскаваторы: общие особенности

Независимо от типа привода, для машин характерны общие черты:

  • возможность использования навесного оборудования, наиболее популярны ковши, гидравлические ножницы, молоты, грейферы;
  • кабина поворачивается вокруг своей оси или ограниченном секторе;
  • на спецтехнике могут использоваться приводы различных типов: гидравлика, электрика, тросы или комбинации.

Основной рабочий орган – ковш, грузоподъемность которого определяется габаритами, массой, мощностью самого экскаватора, изменяется в пределах от 1 до 45 тонн.

Колесные и гусеничные экскаваторы: достоинства и недостатки

Однозначно сказать, что какой-то из обозначенных классов хуже или лучше другого – невозможно, ведь у них свои задачи и области работы. При покупке нужно учитывать, с чем именно предстоит столкнуться, в каких условиях придется трудиться машинам.

Сильные стороны моделей на колесах выглядят следующим образом:

  • мобильность, обеспечивающая быстрое перемещение между участками;
  • маневренность;
  • возможность с минимальными тратами времени установить новые навесные механизмы;
  • минимальный топливный расход, на фоне гусеничного аналога;
  • компактность, что важно при работе на узких улочках;
  • минимальный уровень шума, низкое давление на дорожное покрытие, грунт.

Техники и операторы отмечают, что обслуживать такую технику легче и проще, равно как и управлять ей.

Наиболее существенный минус машин этого класса – не самая высокая проходимость и устойчивость, из-за которых возникают сложности при работе на сложном рельефе.

Достоинства модификаций на гусеницах таковы:

  • огромная мощность и производительность, в короткие сроки удастся выполнить значительные объемы земляных работ;
  • возможность эффективной и безопасной работы в любых условиях, в том числе на довольно крутых склонах, где уклон составляет 35 градусов;
  • максимальная устойчивость даже без боковых вспомогательных опор;
  • низкая стоимость, в сравнении с колесными аналогами.

Главнейший негативный момент – невозможность движения своим ходом. Доставить технику к месту работу можно только на оборудованном трале, платформе. Перевозка негабаритного груза часто сопряжена с дополнительными трудностями, необходимостью регистрировать транспортировку в ГИБДД, получать разрешительные документы.

Вдобавок, гусеничные машины расходуют больше топлива, они сложнее в обслуживании, а в городской черте их эксплуатация затрудняется из-за крупных размеров.


Возврат к списку